Моя думка аналогічна промайнула, як от у :
Леонид Корниенко двоечники рулят!
Дурість, яку демонструє Мінфін є результатом того, що парковака біля Ун-ту ім.Гетьмана була забита шикарними автами років з 10 /і більше/ років тОму. А неуки, яких випустив ім.Гетьмана вже розбрелись по посадах.
Леонид Корниенко двоечники рулят!
Дурість, яку демонструє Мінфін є результатом того, що парковака біля Ун-ту ім.Гетьмана була забита шикарними автами років з 10 /і більше/ років тОму. А неуки, яких випустив ім.Гетьмана вже розбрелись по посадах.
23 ноября посетил парламентский Комитет по налоговой и таможенной политике на встрече рабочей группы по акцизам – ключевому источнику наполнения госбюджета 2017 года.
Кроме нардепов членов Комитета, на встрече присутствовали представители Минфина, общественных организаций, производителей и эксперты.
Минфин начал с уверения, что все его предложения были обсуждены и поддержаны индустриями. На самом деле все оказалось с точностью до наоборот. К сожалению, не первый раз.
Пиво: уже сегодня акцизы для этой отрасли выше, чем в ЕС (в Германии, например). И Минфин предлагает их поднять еще выше (на +20% с 1 января 2017 года). Представитель одного из производителей сказал, что каждый день подписывает приказы на увольнение сотрудников. Отрасль катастрофически сокращается и находится в критическом состоянии. По статистике темпы падения производства пива в Украине составляют 5% год-к-году. Сложно полностью понять логику Минфина. Но, похоже, она строится на следующем допущении. Раз мы подняли в 2016-м году акциз на пиво в 2 раза, а производство сократилось лишь на 5%, то ничего ужасного для отрасли не произошло, а госбюджет получил неплохую прибавку. Вот только эти расчеты не учитывают падение по налогу на прибыль, подоходному налогу и взносам в пенсионный и социальные фонды от работников отрасли, а также по НДС. Также нужно учитывать отложенный негативный эффект при скачокообразном повышении акцизов (лаг 3-4 месяца). В итоге могу констатировать активное манипулирование цифрами со стороны Минфина. Реальных полноценных расчетов влияния повышения акцизов на госбюджет так и не последовало.
Водка: 40% рынка уже находится в тени. Масштаб проблемы красноречиво продемонстрировала недавняя эпидемия отравлений суррогатом. На этом фоне Минфин предлагает повышение акцизной ставки на 20%, в то время как представители индустрии настаивают на повышении не более чем на уровень инфляции. Из позитива – наконец-то повысили минимальную розничную цену (МРЦ) на водку, вернув ее на прежний уровень. Напомню, что именно МРЦ является главным рыночным инструментом борьбы с теневым рынком, а также с недобросовестной конкуренцией.
Слабоалкогольные напитки: недальновидность акцизной политики Минфина олицетворяет пример со слабоалкогольными напитками (крепость до 8,5%). С 1 марта 2016 года ставка акциза на этот сегмент выросла на 300% и стала вдвое выше, чем на водку. Что по факту сделали производители? Они начали производить продукцию с более высокой крепостью, к примеру 8,6%, и таким образом вывели ее из зоны действия этих завышенных ставок. А что сделали потребители? Стали покупать водку и мешать ее с соками и т.п., самостоятельно получая слабоалкогольные напитки. В итоге запланированные Минфином доходы в бюджет от этого вида продукции не поступили (хотя частично объем спроса и перекочевал в водку, но водочники этого особо не заметили – спад отрасли в текущем году составляет 7% и в конце года ускорился до 12%). Вопрос: зачем наступать на известные грабли?
Табачные изделия: Минфин предлагает повысить специфическую составляющую акциза на 30% и адвалорную – с 12% до 15%. При этом трое из четырех производителей категорически против принятия адвалора и не понимают, какой эффект от этого собирается получить Минфин. Нардепы и производители задали Минфину несколько вопросов:
1. Минфин запланировал доходов от понятия адвалора на 1,9 млрд. грн. Научные расчеты показывают, что по факту этот доход не превысит 400 млн. грн. Как так?
Вразумительного ответа не последовало. По расчетам самого Минфина, если акцизы поднимутся по его предложениям, цены на дешевые сигареты вырастут на 3,1 грн/пачка, а дорогие на 4 грн/п. Какая будет реакция потребителей? – верно, миграция в дешевые сорта. Какие будут последствия для бюджета? – недополученные поступления.
2. Две недели назад повысили МРЦ на водку, а почему нет минцены на сигареты?
Ответ Минфина: нелегального рынка сигарет нет, минцена не нужна.
NB: в процессе дискуссии один производитель заявил, что минцена на сигареты запрещена судами ЕС. На самом деле оказалось, что в ЕС производителям запрещено продавать сигареты ниже себестоимости (что, исходя из цен, и происходило в этом году в Украине). Такая упорная «защита» Минфином рынка от введения МРЦ непонятна, если учесть явный и значительный положительный эффект на госбюджет. Почему-то в одних случаях Минфин настаивает на своих весьма сомнительных расчетах, а в других не видит и не признает очевидного. Возможно, прояснить ситуацию может прослушка от НАБУ.
3. А как же дополнительные поступления в бюджет? У вас есть уверенность, что резкие ценовые колебания в табачной отрасли не повторятся? Бюджет в 2016 году из-за этого уже недополучил 2 млрд. грн.
Ответ Минфина: это не наша проблема, это проблема производителей (!).
То есть недополучение 2 млрд.грн., оказывается, является проблемой не Минфина, а рынка. Тогда тем более возникает вопрос, чьи интересы защищает Минфин – госбюджета или кого-то еще.
Выводы и рекомендации:
1. Минфин должен начинать общение с бизнесом не в конце года, перед принятием бюджета, а разработать долгосрочную, прозрачную и прогнозированную налоговую политику, чтобы государство могло нормально планировать реальные доходы в бюджет, а бизнес – свою деятельность.
2. В своих расчетах Минфин должен учитывать комплексный эффект от резкого увеличения акцизов, с учетом влияния на налог на прибыль, НДС, подоходный налог и другие сборы и платежи в бюджеты разных уровней.
3. Остановить уничтожение пивной и слабоалкогольной индустрии.
4. Разработать эффективные меры борьбы с теневым рынком алкоголя, а не убивать оставшихся легальных производителей. Именно борьба с теневым рынком должна стать главным источником увеличения суммы акцизов от алкогольной отрасли.
5. Специфический компонент акциза в индустриях повышать прогнозируемо и поэтапно, с учетом инфляции и роста доходов населения. Стабилизировать или снизить ставку адвалорного компонента в табаке как ненадежного источника поступлений от акциза, что связано с миграцией потребителей дорогого продукта в дешевый сегмент.
6. Урегулировать порочную практику излишнего накопления запасов табачной и алкогольной продукции перед повышением акциза. Дело в том, что с водки и сигарет акциз уплачивается в момент заказа марок акцизного налога, то есть действующий на момент их производства. Работая на склад перед повышением акциза, казна видит негативный эффект от повышения ставок в виде резкого спада производства лишь спустя 3-4 месяца.
7. На сигареты нужно установить минимальные розничные цены или ввести аналогичный механизм, который гарантировал бы стабильные и прогнозируемые поступления в бюджет, причем не только от акцизов, но и других видов налогов и обязательных платежей.
Кроме нардепов членов Комитета, на встрече присутствовали представители Минфина, общественных организаций, производителей и эксперты.
Минфин начал с уверения, что все его предложения были обсуждены и поддержаны индустриями. На самом деле все оказалось с точностью до наоборот. К сожалению, не первый раз.
Пиво: уже сегодня акцизы для этой отрасли выше, чем в ЕС (в Германии, например). И Минфин предлагает их поднять еще выше (на +20% с 1 января 2017 года). Представитель одного из производителей сказал, что каждый день подписывает приказы на увольнение сотрудников. Отрасль катастрофически сокращается и находится в критическом состоянии. По статистике темпы падения производства пива в Украине составляют 5% год-к-году. Сложно полностью понять логику Минфина. Но, похоже, она строится на следующем допущении. Раз мы подняли в 2016-м году акциз на пиво в 2 раза, а производство сократилось лишь на 5%, то ничего ужасного для отрасли не произошло, а госбюджет получил неплохую прибавку. Вот только эти расчеты не учитывают падение по налогу на прибыль, подоходному налогу и взносам в пенсионный и социальные фонды от работников отрасли, а также по НДС. Также нужно учитывать отложенный негативный эффект при скачокообразном повышении акцизов (лаг 3-4 месяца). В итоге могу констатировать активное манипулирование цифрами со стороны Минфина. Реальных полноценных расчетов влияния повышения акцизов на госбюджет так и не последовало.
Водка: 40% рынка уже находится в тени. Масштаб проблемы красноречиво продемонстрировала недавняя эпидемия отравлений суррогатом. На этом фоне Минфин предлагает повышение акцизной ставки на 20%, в то время как представители индустрии настаивают на повышении не более чем на уровень инфляции. Из позитива – наконец-то повысили минимальную розничную цену (МРЦ) на водку, вернув ее на прежний уровень. Напомню, что именно МРЦ является главным рыночным инструментом борьбы с теневым рынком, а также с недобросовестной конкуренцией.
Слабоалкогольные напитки: недальновидность акцизной политики Минфина олицетворяет пример со слабоалкогольными напитками (крепость до 8,5%). С 1 марта 2016 года ставка акциза на этот сегмент выросла на 300% и стала вдвое выше, чем на водку. Что по факту сделали производители? Они начали производить продукцию с более высокой крепостью, к примеру 8,6%, и таким образом вывели ее из зоны действия этих завышенных ставок. А что сделали потребители? Стали покупать водку и мешать ее с соками и т.п., самостоятельно получая слабоалкогольные напитки. В итоге запланированные Минфином доходы в бюджет от этого вида продукции не поступили (хотя частично объем спроса и перекочевал в водку, но водочники этого особо не заметили – спад отрасли в текущем году составляет 7% и в конце года ускорился до 12%). Вопрос: зачем наступать на известные грабли?
Табачные изделия: Минфин предлагает повысить специфическую составляющую акциза на 30% и адвалорную – с 12% до 15%. При этом трое из четырех производителей категорически против принятия адвалора и не понимают, какой эффект от этого собирается получить Минфин. Нардепы и производители задали Минфину несколько вопросов:
1. Минфин запланировал доходов от понятия адвалора на 1,9 млрд. грн. Научные расчеты показывают, что по факту этот доход не превысит 400 млн. грн. Как так?
Вразумительного ответа не последовало. По расчетам самого Минфина, если акцизы поднимутся по его предложениям, цены на дешевые сигареты вырастут на 3,1 грн/пачка, а дорогие на 4 грн/п. Какая будет реакция потребителей? – верно, миграция в дешевые сорта. Какие будут последствия для бюджета? – недополученные поступления.
2. Две недели назад повысили МРЦ на водку, а почему нет минцены на сигареты?
Ответ Минфина: нелегального рынка сигарет нет, минцена не нужна.
NB: в процессе дискуссии один производитель заявил, что минцена на сигареты запрещена судами ЕС. На самом деле оказалось, что в ЕС производителям запрещено продавать сигареты ниже себестоимости (что, исходя из цен, и происходило в этом году в Украине). Такая упорная «защита» Минфином рынка от введения МРЦ непонятна, если учесть явный и значительный положительный эффект на госбюджет. Почему-то в одних случаях Минфин настаивает на своих весьма сомнительных расчетах, а в других не видит и не признает очевидного. Возможно, прояснить ситуацию может прослушка от НАБУ.
3. А как же дополнительные поступления в бюджет? У вас есть уверенность, что резкие ценовые колебания в табачной отрасли не повторятся? Бюджет в 2016 году из-за этого уже недополучил 2 млрд. грн.
Ответ Минфина: это не наша проблема, это проблема производителей (!).
То есть недополучение 2 млрд.грн., оказывается, является проблемой не Минфина, а рынка. Тогда тем более возникает вопрос, чьи интересы защищает Минфин – госбюджета или кого-то еще.
Выводы и рекомендации:
1. Минфин должен начинать общение с бизнесом не в конце года, перед принятием бюджета, а разработать долгосрочную, прозрачную и прогнозированную налоговую политику, чтобы государство могло нормально планировать реальные доходы в бюджет, а бизнес – свою деятельность.
2. В своих расчетах Минфин должен учитывать комплексный эффект от резкого увеличения акцизов, с учетом влияния на налог на прибыль, НДС, подоходный налог и другие сборы и платежи в бюджеты разных уровней.
3. Остановить уничтожение пивной и слабоалкогольной индустрии.
4. Разработать эффективные меры борьбы с теневым рынком алкоголя, а не убивать оставшихся легальных производителей. Именно борьба с теневым рынком должна стать главным источником увеличения суммы акцизов от алкогольной отрасли.
5. Специфический компонент акциза в индустриях повышать прогнозируемо и поэтапно, с учетом инфляции и роста доходов населения. Стабилизировать или снизить ставку адвалорного компонента в табаке как ненадежного источника поступлений от акциза, что связано с миграцией потребителей дорогого продукта в дешевый сегмент.
6. Урегулировать порочную практику излишнего накопления запасов табачной и алкогольной продукции перед повышением акциза. Дело в том, что с водки и сигарет акциз уплачивается в момент заказа марок акцизного налога, то есть действующий на момент их производства. Работая на склад перед повышением акциза, казна видит негативный эффект от повышения ставок в виде резкого спада производства лишь спустя 3-4 месяца.
7. На сигареты нужно установить минимальные розничные цены или ввести аналогичный механизм, который гарантировал бы стабильные и прогнозируемые поступления в бюджет, причем не только от акцизов, но и других видов налогов и обязательных платежей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий