У стисненому та трохи перетасованому вигляді (важливе для себе виділено) від
Елена Пономарева
Елена Пономарева
Консультант, Санкт-Петербург
Ключевые тенденции в изменении потребительского поведения
- Смещение с принципа «жить, чтобы работать» к принципу «работать, чтобы жить». Это выражается в стремлении к соблюдению баланса между работой и личной жизнью, в ускорении темпа жизни, стремлении к финансовой безопасности и стабильности и, одновременно, в тяге к комфорту, желании проводить больше времени с семьей.
- Принцип «свобода через потребление»: приобретение того, что нужно, там, где удобно, и таким способом, как удобно. Сюда же относится тренды к повышению мобильности потребителей.
- Потребление по принципу «быстро, удобно, выгодно»: есть желание сэкономить свободное время, которого становится все меньше, и при этом сократить затраты без сокращения потребления.
- Изменения в потребительском поведении возрастных групп. Наиболее ярко эти изменения выражаются в особенностях интернет-зависимого поколения Z и silver serfers, людей в возрасте 50+, ведущих активную рабочую и личную жизнь.
- Рост актуальности «зеленых» трендов и социальной ответственности потребителей, выражающейся, например, в поддержке местных производителей).
- Отказ от демонстративного потребления: на первый план выходит человек, а не то, что он потребляет. Появление сегментов «доступный luxury» и «экономичный премиум».
Реагируя на эти тенденции, компании начинают практиковать новый комплексный подход к работе с потребителями. Его особенности – ориентация на формированиепозитивного потребительского опыта (customer experience) в широком смысле, с учетом опыта предыдущих покупок, отношения к бренду, удовлетворенности, лояльность, подхода к совершению покупок. Чем лучше потребительский опыт, тем выше уровень лояльности, вероятность повторных покупок, рекомендаций бренда и компании друзьям и знакомым.
Одним из ключевых инструментов формирования позитивного потребительского опыта, соответствующим современным трендам в поведении потребителей, становится сторителлинг (storytelling – «рассказывание историй»). Сторителлинг предполагает формирование компанией комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций на базе последовательно размещаемого, логичного и убедительного контента в СМИ, соцсетях, блогах и точках контакта с клиентами. Цель – формирование целостного восприятия потребителями бренда в соответствии со стратегическим позиционированием компании. Примеры брендов, использующих сторителлинг: Apple, Coca-Cola, McDonald’s, Kellogg’s, Heinz, Fairy илиIKEA.
1. Повышение веса потребительского опыта
Суть тренда:
- В развитых странах вес потребительского опыта превышает 5 баллов по по шкале от 1 до 7. В Японии – 5,22, в Швейцарии – 5,21,в Швеции – 5,01. При этом ориентация потребителей только на цену равняется 1 баллу, принятие решений о покупке на основе сложного анализа по группе факторов равняется 7 баллам.
- Рекомендации как рекламный канал приобретают все больший вес.
Инструменты работы с потребителями:
- Анализаторы покупок: сайты, аккумулирующие оценки экспертов и потребителей, подробную информацию с фотографиями и другие данные, помогающие принять решение о покупке.
- Контент-инструменты, позволяющие потребителям делиться опытом потребления продукции.
- Работа с жалобами, позволяющая выявлять направления повышения эффективности. Искренние публичные извинения привлекают к бренду и компании дополнительное внимание.
9. Стремление к экономии без сокращения потребления
Суть тренда:
- Охота за скидками – новая модель поведения, появившаяся под влиянием кризиса. Потребители сокращают затраты на приобретение, не уменьшая потребления.
- Поиск оптимального сочетания цена/качество, учитывая цену при перепродаже.
- Более рациональный подход к использованию кредитных карт: online-платежи и покупки совершаются в моменты, когда возникает дефицит личного бюджета.
- Совместные покупки и потребление в форме краудсорсинга, краудфандинга и оптовых покупок.
- Рост количества запланированных покупок при сокращении доли импульсных.
Инструменты работы с потребителями:
- Активное развитие вторичного рынка: например, рост популярности в России сайта Авито.ру.
- Развитие формата DIY (do it youself – «сделай сам»). На рынке востребованы продукты, которые можно создать самому, и технологии, позволяющие производить разнообразные товары дома: печь хлеб, варить мыло и др. Это не только возможность сэкономить, но и хобби, творческое самовыражение.
- Рост количества частных торговых марок розничных торговых предприятий.
- Развитие форматов дискаунтеров, предлагающих как массовые товары, так и luxury-товары.
10. Повсеместное использование гаджетов
Суть тренда:
- Практически все свободное время потребители проводят с гаджетами, ускоряющими и без того быструю жизнь и делающими обмен информацией мгновенным.
- Мобильные приложения прогнозируют будущие активности потребителей.
- Потребители ищут оптимальный баланс между технологиями и простотой, не используя все функции гаджетов, ориентируясь при покупке на моду и новейшие технологии.
- Появление многоканальных покупателей, совершающих покупки в разных режимах: в торговой точке, через мобильный телефон, через компьютер дома или на работе.
Инструменты работы с потребителями:
- Смещение активности компаний из интернета в мобильные приложения.
- Предоставление возможности подробно изучить товар до момента совершения покупки, например, через виртуальные туры.
- Рост рынка носимой электроники: «умные» часы, спортивные браслеты.
- Активное развитие вторичного рынка.
- Интеграция компаниями соцсетей, offline- и online-бизнеса.
- Модель online-шоппинга discovery shopping, позволяющая выбирать товары и услуги на основе комплекса характеристик, отвечающих запросу (в том числе, с учетом геолокации).
13. Смещение покупок из offline в online
Суть тренда:
- Сокращение разрыва между желанием купить товар и совершением покупки (сокращение времени на поиск и обработку информации).
- Online-покупки рассматриваются как способ получения «мгновенного» удовольствия.
- Рост продаж через интернет-магазины и мобильные приложения.
- Интернет дает выбор товаров, которого нет ни у одного розничного магазина, возможность сравнить цены и выбрать оптимальный вариант, не выходя из дома.
Инструменты работы с потребителями:
- Приложения, позволяющие покупать вещи из журналов или фильмов.
- Борьба с шоурумингом: ведение сборов за примерку одежды и распространение скидочных купонов, чтобы удержать потребителей от изучения товара в магазине и последующей покупки в интернете.
- Развитие формата «дополненная реальность»: сочетание реального магазина и приложения, в котором можно совершить покупку (например,в IKEA).
- Покупки на сайтах «одним кликом».
- Использование в магазинах передовых in-store-технологий (сенсоров и т. п.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий