четверг, 30 декабря 2010 г.

Реставрируется дореволюционная имперская модель взаимоотношения Церкви со светской властью

Довольно глубокие рассуждения о "наиболее успешном бизнес-проекте за последние 2000 лет". Особенно полезно прочитать в преддверии Рождества.
Выдержки:
Россия: После десятилетий гонений, после беспрецедентных погромов, учиненных большевиками над Русской Православной Церковью, государство сменило политику и вновь обратилось к Церкви. Цель вполне прагматическая – использовать ее как идеологическую структуру, выполняющую в обществе удерживающую, воспитательно-нравственную функцию.
– Церковь благословляет воинов, тех, кто не просто проявляет агрессию, тех, кто убивает. Почему же в индивидуальной практике это осуждается?

– Это следствие двусмысленного положения Церкви, которая пытается быть и с Богом, и с государством. Церковь обслуживает государство. Если ты в военной форме, можно мучить, пытать и расстрелять, потому что ты на службе, ты слуга царя или государства и так полагается.
– Но Церковь построена по иерархическому закону. То, что вы говорите, разрушает имперскую модель взаимоотношений светской и духовной власти, которая вырабатывалась тысячелетиями. Эта модель поддерживала порядок.

– Византия рухнула с этой моделью, и Третий Рим рухнул. И те, кто обслуживал эту власть, были жестоко репрессированы. Эта модель оказалась неэффективной. Это средневековое понимание власти, приписывание власти сакральных качеств. Понимание власти в России не меняется.

Представьте европейский средневековый город. Эпидемия чумы, голод, болезни. И шикарный выезд герцога, владельца земель, в сопровождении слуг в парчовых кафтанах, собак. Народ смотрит с восторгом и падает в грязь. Почему у народа такой восторг? Такое понимание власти: она трансцендентна, прекрасна, она от Бога! И народ думает, что эта шикарная власть спасет от нищеты и горя, болезни и смерти. Отсюда – унижение себя.

К священнику относятся также. Происходит средневековый перенос на личность священника неких сакральных качеств – мудрости, понимания жизни, духовного опыта. А этого может не быть вообще! Это системная ошибка! Власть не спасает, средневековое сознание неэффективно, такая модель больше не нужна, она не работает. В Европе от этой неэффективной модели отказались. Европа прошла через реформацию. И Церкви, для того, чтобы остаться в обществе, нужно было себя реформировать, она должна была себя ограничить. Атрибуты примитивной и циничной власти должны были исчезнуть.

В результате реформации, революций в Европе светская власть тоже изменилась. В Стокгольме или в Голландии можно увидеть, например, как член парламента, член правительства едет на велосипеде. И невозможно представить, что в Лондоне премьер-министр едет с большой помпой и с мигалками! Там другая модель власти, чем в России.
– И делать выбор: кто ты и с кем, с теми, кто разрушал, с теми, кто не защитил?

– Сейчас другие ценности, сейчас имеют значение деньги и социально статусные вещи. В этом отношении Церковь тоже поддерживает свой народ, она созвучна его настроениям. Она не ведет паству к Богу, она вместе с народом идет туда, куда идет народ. А народ идет за рублем. И Церковь с божественными хоругвями, иконами, крестным ходом идет вослед народу, который идет за рублем!
Полностью статью читайте здесь:

Комментариев нет:

 

Форум инженеров по автоматизации, электроников и приводистов